Работаем с физическим и юридическими лицами. Обработка заказов; ПН – ПТ (10:00-18:00). Электронная почта: info@radioexpert.ru
subject

Статья 'Нас трое. Наш позывной - EV60GR'

Нас трое. Наш позывной - EV60GR


Нас трое. Наш позывной - EV60GR.

Для непосвященных он выглядит натуральной абракадаброй, но на самом деле все очень просто. EV- префикс, показывающий принадлежность специальной радиостанции к Республике Беларусь, 60 - годовщина её освобождения, GR - Гродно.

QSL via RV3AR

На русском языке читается, как "Елена Жук шестьдесят Гродно Радио". Так мы и представлялись в эфире перед многочисленными русскоязычными корреспондентами. Или - "Екью Виктория Сикс Зеро Жёрж Редио", если звали иностранцы...

Решение поработать спецпозывным с Гродненщины возникло как то неожиданно, после разговора с минскими коллегами, которые собирались отработать своими позывными с Кургана Славы и Хатыни, таким образом, почтив память ВСЕХ погибших в Великой Отечественной войне. Быстро оформили документы, согласовали их с Белорусской Федерацией Радиоспорта и Белорусской инспекцией электросвязи, получив лицензию на работу специальным позывным. Оперативность в бумажных вопросах очень обрадовала, вселив надежду в успех предприятия...

Часть отведенного времени, т.е. первый этап, решили отработать с коллективной радиостанции EW4WA, принадлежащей областной технической школе ДОСААФ, как оказалось, единственной штатной областной "коллективке" в республике ...

Второй же этап - экспедиционный, с мест боевой славы гродненских пограничников, первыми встретивших врага в этой страшной войне. Местом расположения позиции выбрали один из маленьких живописных хуторов, в 15 км юго-западнее города Гродно и в 2-х километрах от границы с Польской Народной Республикой. От "палаточного" варианта пришлось отказаться, ибо накануне поездки ливневые дожди промочили все настолько, что сухого места просто было не найти. Должен заметить, что две палатки все равно входили в наше снаряжение и при благоприятном стечении обстоятельств были бы установлены незамедлительно, но увы...

Хутор ентот, разумеется, выбрали поглуше, поближе к границе, к тому же не электрофицированый, поэтому электропитанием нас должен обеспечить бензоагрегат. Такой расклад нас полностью устраивал своей автономией, а раз так, то статус радиоэкспедиции подтверждался. Однозначно, т.е., как бы полностью. Изначально в нашу интернациональную команду вошли шесть человек, однако в силу форс-мажорных обстоятельств, перед самым отъездом, нас осталось только трое, не считая собаки, здоровенного ротвейлера по кличке Рэм.. Было над чем призадуматься...

Но, что-либо менять уже было поздно. Час "икс" назначен. Выезд на позицию запланирован на 12 местного 2-го июля, чтобы 3-го, в День независимости, быть готовыми к БД на все 100%.

Еду я, EW4IDP - председатель БФРР по Гродненской области и Анатолий Василевич EW4IZ, мой давний приятель и классный морской оператор-телеграфист, с которым, еще в институте, в ЛИАПе, съели рыбы с пивом, на пуд соли...

1-го, встречаем из Питера Андрея Букина RA1AEZ, представителя компании "radioexpert.ru", проявившего огромный интерес к этому проект, и безоговорочно принятого в нашу, белорусскую команду.

Сразу едем в БелГИЭ по Гродненской области, утрясать вопрос по дробному позывному Андрея. Несмотря на всестороннее содействие руководства Инспекции, вопрос с наскока решить не удалось. Перенесли встречу на завтра. Сами - домой. Проверять, перепроверять аппаратуру, антенные прибамбасы, закупать продукты и всяческие экспедиционные полезности. Процедура, по сути приятная, но изматывающая. К вечеру едва успеваем более-менее подготовить отъезд.

Потчуем Андрея белорусским ужином, "чарочкой да шкварочкой", и без разговоров "лягаем спаць"... 2-го, с утра опять в БелГИЭ, опять звонки в Минск и разочаровывающий ответ:

- Дробь оформить не успеем...

Жаль. Но, унывать некогда. Начинаем паковаться и грузиться .

Итак, нас трое, едем двумя машинами. Тут же решаем вопрос с обратным билетом на Питер для Андрея. Странно, но билеты раскуплены уже на 10 дней вперёд. Приходится брать билет Минска - Питер с трансфертом из Гродно в Минск бусиком. Время летит быстро, уже почти 17 часов.

Тянуть больше некуда.

Выруливаем на старт... 17:00 - колеса в воздухе....

По дороге дозаправляемся, что-то докупаем, по мелочи, и в путь! На Берлин!!! Летим под 120, строго на юг, по бетонке, ровной как стрела, когда-то стратегического назначения. Наверное, под Мигарей готовили... Через 15 км сворачиваем ровно под 90 на Запад и петляем по лужам проселка, сверяя маршрут со штабной двухкилометровкой . Останавливаемся на опушке леса, возле заброшенных хуторских построек.

Вроде здесь... Выбираемся из машин. Именно выбираемся, ибо груза накидали столько, что самим места в машинах хватило лишь едва... Осматриваемся. Как-то неуютно. Грустновато... Но, на счету каждая минута. До темноты нам нужно успеть собрать и поднять HB9CV на 20-ку, изготовить совмещенные инверторы на 3,5 и 7 мГц. А главное, сделать рекогносцировку на мест- ности, разметить и подготовить площадки под мачты.

Распечатываем "бунгало", так быстро окрестили мы домик, осматриваемся. "Бунгало" – нечто среднее, между летней кухней и дачным домиком. В углу замечаем небольшую лесенку, круто идущую вверх. Лезем по ней и обнаруживаем довольно уютную ошалеванную мансарду...

RA1AEZ и EW4IDP около позиции

Чтож, годится - тут и будет наше рабочее место. Быстро выгружаемся, расписываем роли и работа пошла... Все, как по нотам, без спешки и суеты. Мне, как начальнику экспедиции это нравится. Анатолий пыхтит над инверторами, я готовлю к сборке "ягу", раскладывая по полочкам её многочисленные причандалы. Андрей, где-то откопав косу, со знанием дела, чихвостит почти метровые заросли какого-то бодЫля.

На мой недоуменный вопрос:
- Да ты ещё и косить умеешь?,
отвечает кратко, по деловому:
- А то....

Минут через двадцать площадка под "двадцатку" готова и Андрей тоже подключается к сборке антенны. Похоже, что он видит эту конструкцию, тем более, самопальную, впервые.

Замечаю в его глазах определенный интерес, в вперемешку с недоверием. На правах её владельца и конструктора я потихоньку ввожу его в курс дела, рассказывая про своё детище. Третий год её успешной эксплуатации заслуживает того, чтобы остановиться на ней поподробнее, тем более, что экспедиционные антенны - отдельная и обширная тема для разговора.

Размеры этой антенны впечатляют, особенно её размах, более 11 метров. Вся конструкция – из титана. Такая роскошь, в виде титановых труб разного диаметра, досталась мне в наследство от моего параллельного увлечения легкомоторной авиацией. Года два я ходил вокруг них как кот вокруг масла, и все же решился, сделать из них полноразмерных два элемента с активным питанием.

Антенна получилась легкой, около 8 кГ, прочной, а главное очень эффективной. Водруженная на мачту в 10 метров она позволяла не раз, в поле, работать нам малой мощностью, практически со всеми континентами. Конструкция получилась технологичной и простой в сборке. И, еще одно её замечательное достоинство. Для поднятия всей этой громилы на рабочую высоту достаточно одного человека. Словом, это то, что надо для экспедиционера. Ну, наконец-то все готово к подъему. Зовем Анатолия и без проблем выталкиваем нашу "ХБдевятьЦЖ", вверх, навстречу неведомым странам и корреспондентам.

HB9CV на 14 МГц.

У Толяна, как мы по-свойски зовем Анатолия, инвертора уже размечены и готовы к сборке. Тут обнаруживается, что забыли орешковые изоляторы. Не беда. Объявляем конкурс нашей смекалки. В ход идут какие-то капроновые крышки от банок, благо мощность у нашего "амплифайера" невелика, должны выдержать. Распаиваем полотна, цепляем кабель, выдвигаем 9-метровый теле- скоп на всю высоту.

Готово.

Солнце село. Запускаем немецкое чудо, 1,2 киловатный бензоагрегат, маленький и компакт- ный. Комары бесчинствуют, безнаказанно высасывая из нас, примерно, чайник крови, пользуясь нашей занятостью....

Что удивительно, эти твари атаковали нас в основном на закате, не особо донимая ночью. Иначе пришлось бы туго, т.к. ничего из репеллентов мы не взяли. Просто забыли. А напрасно. В этом году в Беларуси наблюдается нашествие клещей. Для непосвященных, т.е. чистокровно-городских жителей поясняю. Клещ – это кровосос-козявка, со спичечную головку, с лапками. Любит нежные покровы тела, особенно интимные... Попадаются и энцифалитные, вот уж с кем мы никак не хотели бы встречаться. Энцифалит - болячка серьезная. Если не "кердык", то полный покой, в виде паралича, обеспечен. Не знаю, как кого, а нас это не устраивает....

Поэтому, ежедневные осмотры наших уставших тел и прокопченных шмоток, на предмет наличия этой мерзости, сразу вошли в наш распорядок дня. Итак, антенны первого эшелона установлены, уже зажглись яркие звезды на небе.

Компонуем шек....

Достаем из коробки небольшой, симпатичный, буржуйский Кенвуд TS-120V и, неожиданно тяжеленный, килограмм под тридцать, двухсотпятидесятиватный усилитель мощьности (PA), телеграфные ключи, кабели, КСВ-метр и всякую сопутствующую дребедень. До полуночи остается менее получаса. Точнее, до дня Независимости, а по сути, до начала нашей миссии. Быстро расставляем все по местам, соединяем кабеля и разъемы. Проверяем все ещё и ещё раз. Готово.

- К запуску!, реву я….

Так и хочется крикнуть по старой памяти:" От винта!!!"

Первое "нажатие". Сгоняем "стрелки в кучу", с удовлетворением убеждаясь, что все три антенны работают нормально, с хорошим КСВ. Усилитель деловито выдает расчетные милли- амперы и, вместе с ними обещанную, спасибо Валере Франтову EW4NF, мощность.

"Дизель", как мы, с Толяном, по привычке называем свой бензоагрегат, тужится, подхва- тывая нагрузку. Чтож, вроде все готово к работе.

За первыми впечатлениями, как-то без внимания остались небольшие броски напряжения в нашей автономной сети. Лампочка -сороковатка, освещающая нашу лачугу, вначале стала слегка подмаргивать и вроде как, ничто не предвещало беды. Но через несколько минут броски становятся все заметнее и мы чувствуем, что -то не то.... Кубарем, втроем, скатываемся вниз, на выход. Движок работает ровно, но сеть нестабильна. Подозрение падает на генератор. Нет, только не это.... Глушим агрегат. Беглым осмотром, в свете автомобильных фар, обнаруживаем, что пластмассовая распределительная коробка болтается на проводах, причем, сама по себе. Вскрываем её. Между делом отмечаем, что генератор раскален чуть ли не до красна... Винты, крепящие коробку, попросту её расплавили. Вот она и болталась... В чем же причина перегрева? Причину находим быстро. Срезано крепление крыльчатки вентилятора...

Злополучная крыльчатка тихонечко лежит себе, отдыхая, внутри защитного кожуха. Гадина... Вероятно её срезало давно, но хозяин использовал дизель только для освещения, при нагрузке не более 100 ватт. С ней агрегат успешно справлялся и без крыльчатки. Когда же мы дали приличную нагрузку, генератор и закипел... Опять в ход идет смекалка. Прикидываем новый вариант крепле- ния сломанной крыльчатки. Ничего, кроме хомута, её не удержит.

Невероятно, но впотьмах находим и хомут. Крепим вертушку, радуясь, что так лихо решили вопрос, закручиваем и завинчиваем все на место.

К запуску! Движок заводится по-буржуйски легко, ровной строчкой лаская слух. Радостно поздравляем друг друга с этой маленькой победой. Ура! Включаем нагрузку. Ноль на выходе... Останавливаем движок, ещё раз перепроверяем монтаж. Нет, все правильно. Запускаемся. Ноль. Опять разбираем. Тащим это чудо поближе к фарам. Заглядываем внутрь генератора. Так и есть... Обмотки черные, обугленные.... Всё, кина не будет...

Таким образом потомки Мессершмита и Хейнкеля внесли свою реваншистскую лепту в наши планы.

Мы потом ещё долго недоумевали, почему в этой чудо-технике не предусмотрена элементарная защита от перегрева. Долго не верили, пока покойник не остыл основательно, так и не ожив... Да... Пациент скорее мертв, чем жив....

Теперь можете себе представить настроение трех мужиков, торчащих ночью посредине леса, погрызенных комарами, голодных и уставших, со сдохшим генератором на руках... Ну, чтож, делать нечего. Даем себе волю высказать все, что думаем о разработчиках этого чуда, как говориться, без цензуры... Пол-часа, не менее, ищем по "бунгалу" хоть что-то, чем подсветить. Наконец-то, находим какие-то огарки свечей, лепим из них что-то нанайское, поджигаем и достаем продукты. Наскоро перекусываем. Водка, припасенная для ожидаемого торжественного случая, не лезет... Выпиваем по стопке за упокой души генераторной и разбредаемся по углам. Спать. На часах 2 ночи. Конечно же, у нас есть план на утро.

Эх, нам бы дожить до рассвета.... Усталость вырубает нас всех разом, как по команде... Тишина просто ошеломляет...Как мы, в городе, отвыкли от этого.. Всё, спим...

3 июля, день Независимости. Тот день, ради которого мы сюда ехали.

Семь утра. Вскакиваем, быстро умываемся, пьем кофе. Прыгаем с Андреем в мой Ровер и на всех парах летим в Гродно. Ко мне на работу. Там нас ждет резервный дизель. Наша родная, отечественная, киловатная АБэшка. Почти новая, 1977 года рождения, с метрикой на боку, в виде симпатичного аллюминевого шильдика... Ну, немного постояла на консервации... Будем считать, что её час настал. Распаковываем, заправляем, осматриваем, пробуем запустить. Не хочет.

Возимся, теряя драгоценное время. Знаю, что рабочая, но пока не запустим - не поедем. Второй мертвяк нам не нужен... Втроем, со штатным механиком, "маслаем" ручкой по очереди, стараясь быстрее понять норов этой капризной дамы. Ну что с двух тактов возьмешь.... Наконец-то раскусываем её норов. Запускаем, минут пять гоняем, нагружаем киловатным чайником. Чайник бурлит. Работает... Грузим в багажник, прикупаем на выезде для нее маслица, себе - пива и спокойненько возвращаемся на позицию. Все нормально.

Определяем под дизель место, косим на нем траву, в натуре.... Разгружаемся, разбавляем маслом бензин, без проблем запускаемся. Все. Переводим дух. Позиция готова к работе.

Включаемся на 20-ке. Проход в норме. Ищу где запарковаться. Вроде нашел. Беру в руки микрофон:

- Всем, всем, всем!

-Приглашает мемориальная радиостанция Елена Жук шестьдесят Гродно Радио, Западная Беларусь -

Кто-то отвечает, но слышно слабенько. Работаем на внешний динамик, все столпились в рубке... Первое QSO (связь), всей команде интересно... Дизель приглушает корреспондента.

- QRZ? спрашиваю. ( кто вызывает?)

- для Вас - Иван краткий Василий Нулевой Иван Центр, прием... (JW0IC)

Ба... До это же Шпицберген!!!

Вот это да! Для меня, члена международного радиоклуба "Арктика" нет связи интереснее и желаннее... Ребятам тоже интересно.

Разворачиваем антенну строго на Север, сигнал из затерянного арктического архипелага становится сильным и уверенным. Получаем отличный рапорт и в свою сторону. Игорь, из далекого полярного шахтерского поселка Баренцбург поздравляет нас с Праздником и началом нашей радиоэкспедиции. Тепло прощаемся и расстаемся с большой неохотой... Поболтать бы, но не время...

Потом мы еще и еще будем работать с Арктикой, но эта связь всем нам запомнится надолго... Следом нас уже зовет Самара, потом Питер, Краснодар, Киев, Омск, Красноярск, Спасск Дальний, Владивосток и, пошло-поехало.... Темп хороший, две-три связи в минуту, порой до четырех... Немного неожидано получилось. Мы не даем новой страны, не даем очков на крутые программные дипломы, не даем очков за острова и не причисляем себя к экзотическим экспедициям. Тем не менее, на частоте постоянно образуется "пайл ап" из нескольких станций. Люди с интересом наблюдают за нашей работой, сочувственно поздравляют с Днем независимости, с Победой и высказывают слова поддержки в адрес экспедиции. Подходят ветераны, тогда наш ритм невольно сбивается и краткие связи переходят в приятные, задушевные беседы. Мы не жалеем, теперь нам спешить некуда, мы делаем свое дело....

Экспедиция в разгаре!

Работаем ровно, сменяя друг друга. Одна за одной заполняются странички аппаратного журнала. Потихоньку обживаем позицию. Погода в норме, любуемся пейзажем. Хороший костер радует душу, а главное - наши желудки горячей пищей. Изредка, на шум генератора, подходят местные. Немного с опаской. Мы все в камуфляже... На фоне своих огромных антенн смотримся, наверное, солидно...

Кое-кто наблюдает со стороны, не решаясь приблизится.... На закате, на позиции появляется какой-то большой дядька. По легенде - отставной полковник.

Представляемся. Он что-то говорит, стараясь перекричать дизель. Переспрашиваем, что хочет? Оказывается, у нас все неправильно... Точнее наш дизель работает не так как надо и будет жрать много бензина. У него, мол, такой же и он знает в них толк... Это интересно. Ради экономии топлива делаем останов, предоставив ему инструмент и агрегат на регулировку. Сами идем на ужин. Минут двадцать дядька крутил винты в карбюраторе, пытаясь настроить генератор на 40 ватную лампочку. Я пытался ему заметить, что наша штатная нагрузка ватт 600-800. Но он - ноль внимания. Словом, минут через 30 дядьки не стало.... Всю позицию заволокло выхлопом так, что дышать стало тяжко. Я уже испугался, что он, дядька, наглотался СОдва и лежит где нибудь рядом, в блаженном угаре...

Пошел смотреть, где он и увидел, молча удаляющуюся в темноту, фигуру.

-Что ж он так дымит страшно? - спросил я ему в след.

-Так там же, блин, в бензине масло! Он и должен дымить... - невозмутимо ответил он.

- Все ясно.

Пришлось мне брать отвертку и возвращать все на место....

Потом наш "дизелек" ещё не раз "выкидывал коленца", но в целом отработал исправно и честно, еще раз убедив нас, в надежности совковой военной техники. А я застолбил для себя еще одно правило:" Никого постороннего не подпускай к своему хозяйству"... После заката солнца стали пробовать низкочастотные бэнды.

На "сороковке" обнаружили какой-то странный "возбуд". Неожиданно срабатывала защита по току в болгарском блоке питания ТЭС 42, хотя нагрузка на него была процентов на 50. Зато на 3,5 проблем небыло. Чем мы и воспользовались незамедлительно. Поработали с местной публикой, чаще всего отвечая на вопрос кто мы и что мы...

Дмитрий EW4IDP настраивает РА.

Встретились с EV60OB ( освобождение Беларуси). Они тоже работали из под Минска, и тоже с полевой позиции. Поздравили друг друга, обменялись впечатлениями и метеосводками. Все хорошо. Так, ровненько и проработали до 3-х ночи. Быстренько поспали... С утра перешли на 20-ку. Все по плану, без неожиданностей. Пятнашка и десятка молчат. Нет прохода.

Неожиданно на позиции появляется молодой человек, с интересом наблюдающий за нашим действом. Подходит, знакомимся.

- Сергей Корытко - инженер компании БелТелеКом. Как признается, давно хотел познакомиться с коротковолновиками, но не представлялась возможность. Вожу его по позиции, показываю хозяйство, знакомлю с работой наших операторов. Ему все жутко интересно... По сосед- ству у него нечто подхозного хозяйства, поэтому, потом, он был частым нашим гостем. Вечерком, за пивком я рассказывал ему про наше хобби уже более подробно, про Федерацию, про DX-ов, дипломы, контесты. Мимоходом пожалел, что не взяли с собой видеокамеру.

Каково было моё удивление, когда Сергей сообщил, что камера у него есть, кроме того, лежит в его машине....Ни теряя ни минуты стали готовить съемку. Все получилось экспромтом, что называется, вживую. Снимаем. Получился материал минут на двадцать. Это уже хорошо.

С удовольствием, по приезду, продемонстрируем его всем желающим. Сергею большое спасибо, думаю, в ближайшее время он вольется в наши ряды.

Анатолий быстро собирается и уезжает в Гродно. Тамошние дела не дают покоя. Мы остаемся с Андреем на позиции вдвоем. Приходит время разобраться с "сороковкой". Начинаем экспериментировать и обнаруживаем, что антенный кабель, проходящий над блоком питания, оказывает на его работу патологическое действие. Вероятно наводки с него нарушают работу авто- матики, выполненную на микросхемах, поэтому и срабатывает защита. Убираем кабель - все работает. Замеряем КСВ - 1,1. Отлично. Начинаем работать на общий вызов. Народ зовет резво, мы довольны. Работаем допоздна, потом переходим на "восьмидесятку". Пробуем спать по очереди - не получается. Расслабится не удается, в ушах звенят Романы, Анны, Жуки и Сергеи...

Вырубаем дизель. Тишина бьет по ушам... Ужинаем у костра, при ярких звездах. Поднимаем традиционные сто грамм, за "успех предприятия"... Наслаждаемся тишиной, покоем и чувством выполненого долга... Работать нет сил, оба ложимся спать. Утром нужно ехать в Гродно, за продуктами, бензином, а также решить несколько организа- ционных вопросов.

Ночью здорово похолодало, но дождя и гроз не было. Утро встретило нас очередным дизельным "закидоном". Генератор отказывался возбуждаться, выдавая на выходе вольт тридцать. Попытались отрегулировать карбюратор - не получается. Двигатель стал запускаться очень и очень туго. После получасовой борьбы, разглядывая свои мозоли на руках, берем таймаут... Еду в Гродно. Андрей остается на позиции один. Связь поддерживаем на УКВ, на "двоечке". Дела в городе делаю быстро, из дому связываюсь с позицией. Андрей сообщает, что дизель оживил, но генератор "напругу" не выдает. Ладно, разберемся...

Возвращаемся молча. В голове одна мысль, что с дизелем? На подъезде вновь связываюсь с Андреем. Он упавшим голосом сообщает, что движок признаков жизни не подает вообще. Подозрение на свечу. Заруливаю на позицию, разгружаемся. Бегом к агрегату. Проверяем свечу. Так точно, искра есть, но лупит она где-то сбоку, а не в зазоре. Тогда - живем! Достаю из Ровера запасную свечу, как хорошо, что кинул парочку в запас. Меняем, дергаем ручку запуска. Движок пару раз чихнув, бодро подхватывает обороты и пулеметной очередью рвет лесную тишину. Порядочек!

Генератор, оставив наше недоумение без внимания, чинно выдает свои положенные 230 вольт и терпеливо ждет нагрузочки. Наскоро перекусываем и за шек.

Молотим на двадцатке. Через пару часов небо темнеет. В эфире - трескотня. Осматриваемся по горизонту. Нет, гроза прет прямо на нас, не обойдет. Нужно готовиться к обороне. Отключаем и выкидываем из домика фидеры антенн, заземляем телескоп, опускаем антенну на 21-28 мГц. Мы готовы. Начинается ливень, раскаты все ближе и ближе. Мы лежим рядом с шеком, разглядывая шалевку мансарды. Разговаривать не хочется, сказывается накопившаяся усталость. Андрей отключается, я - слушаю грозу. Сказать, что льет как из ведра, все равно, что ничего не сказать...

Встаю, подхожу к окну. Струи, капли дождя... Нет, не то, совершенно не то! Дождь падает, нет, валит на землю какими-то хлопьями, низвергая с небес целые каскады воды. Бегу, расчехляю цифровой Nicon и пытаюсь через окно заснять этот водопад... Молнии гвоздят совсем рядом, рвут пространство на тысячи кусков, сотрясая наше утлое жилище и вселяя страх и уважение к стихии.

«Тут Вам не равнина, здесь климат иной», вспоминается из Высоцкого...

Андрей безмятежно спит. Я удивляюсь.

В экстремале он с нами впервые, поэтому я не решаюсь его будить и переживаю этот стрес в одиночку. Есть люди, которые панически боятся грозы... Сидеть во время грозы под антеннами - занятие не для слабонервных, поверьте... Потихоньку небесная вакханалия перемещается на Восток, небо очищается и все становится на свои места.

Бужу Андрея, запускаем агрегат и мы в эфире. И вновь с нами москвичи и саратовцы, хабаровчане и нарьянмарцы. Подходят немцы, итальянцы, шведы и финны, американцы и японцы. И все поздравляют нас, желают всего наилучшего, расспрашивают о нашей акции. Мы довольны, все по плану. Подъезжает Анатолий с супругой, передаем ему вахту, сами наводим порядок на позиции, готовим обед.

Пробуем работать на "пятнашке". Антенна, "уда-яги", или "волновой канал", накануне сооруженная Толяном, работает не ахти как, но несколько связий со второго рабочего места все же проводим. Всю вторую половину дня возюкаемся с "пятнадцатью метрами". К вечеру вновь перебираемся на низкочастотные диапазоны. Все в порядке. А вот телеграф не работает.

Встроенного ключа в Кенвуде нет, пытаемся работать в внешнего, но он постоянно спотыкается. Причина та же, наводки. Экспериментировать как-то нет сил и желания, оставляем CW на потом. Андрею завтра уезжать, предоставляем ему микрофон. Он работает увлеченно, с азартом. Опыт работы в эфире у него небольшой, но я с удивлением отмечаю, как лихо он наловчился разгребать "пайл ап".

Мастерство его просто растет на глазах. Темп работы в 3-4 связи в минуту это, по крайней мере, мастерский норматив, не меньше. Солнышко заходит, бысто темнеет. Мы вырубаем дизель и вновь наслаждаемся костром, тишиной, звездами и общением друг с другом. Засиживаемся у костра основательно и расходимся лишь, когда начинает светлеть горизонт. Андрей находит в себе силы сесть за микрофон.И вновь в ночь летит -Всем, всем, всем, работает и приглашает мемориальная станция Елена Жук шестьдесят Гродно Радио, всем прием.

Я засыпаю... Наверное, так поют серены....

Утро, 6-го июля.

На часах 8 утра. Все полярные станции живут по Москве. Наша позиция живет по Гринвичу, по часам нулевого меридиана. Так принято...

По Гринвичу 5 утра. В это время на бэнде "валят дальнобойщики". Можно без особых проблем сработать с антиподом, т.е. с тем, кто находится на противоположной стороне Шарика. Но сегодня у нас другие задачи, и я, на правах начальника экспедиции, даю ребятам отоспаться. Пусть копят силы...

Беру в руки шикарный Nikon, за 600 уёв, и иду снимать. Это не 36 кадров дешёвой мыльницы, а нечто большее, что сегодня от нас уедет вместе с Адреем Букиным из Астрокома .... Снимаю все... Обильную росу на антеннах, экзотическую облепиху, антенны на фоне молодых ёлок, нашу, ставшую родной лачугу... Все уже привычное, все радует глаз. Невольно думаешь, как мало надо человеку для счастья...

Пацаны просыпаются....

- Рота подъем!!!! - вроде дебильная шутка, но вся команда уже на ногах... Настроение на высоте, фейсы в улыбках. Значит, все нормально. Моемся, бреемся, утренний кофе готов. Окей.

К запуску!!!

Работаем на 20-ке. Проход есть, в основном на Восток. Микрофон отдаем в распоряжение нашего гостя, Андрея. Ему только того и надо...

Готовим хороший завтрак и минут 20 пытаемся отодрать Букина от трансивера. Бесполезно.

Завтракаем сами, подтрунивая над питерцем. Мы его понимаем... В 10 местного вырубаю дизель. Иначе не выйдет. В 13:30 у Андрея рейс в Минск, а у нас ещё куча делов в Гродно.

Быстро собираемся, все стаскиваем в лачугу, забираем с собой только трансивер и аппаратный журнал. Выруливаем с обратным курсом.

Через 30 минут мы в Гродно, быстренько снимаем по заказу МастерКИТа его достопримечатель- ности и едем ко мне домой.

Собираем Андрея, умываем его, кормим на "дорожку" и катим на вокзал. Там нас встречает Толян, со своей супругой. Вручаем Андрею сувенир, на память о нашей первой совместной экспедиции - национального глиняного Лявона, прощаемся, садим его на "Зетку" и махаем ручками..

Разбегаемся по делам, с ходу врубаясь в дела обыденные. Двое суток держат нас клещи городских проблем, напоминая о жизни насущной. Но мы переживаем о том, что оставили на позиции. Постоянно перезваниваемся, спрашивая друг друга - готов? Нет, нет, нет... Как говорят в авиации – к взлету не готов...

Но, в конце концов, все улажено, можем возвращаться.

Стартуем.

С затаенным дыханием возвращаемся на позицию. Антенны на месте - это радует. Беглый осмотр - все на месте. Вытаскиваем из домика агрегат, запускаемся, все в норме.

Работаем на 20-ке, 40-ке, 80-ке.

Готовим шикарные шашлычки и вновь коротаем ночь под звездами, к огромному удовольствию наших жен.

Утром, 10-го июля, молотим на 20-ке, поглядывая на неработающий телеграфный ключ. Пора бы с ним поработать, по индивидуальной программе...

Неожиданно Анатолий сообщает, что ему срочно нужно вернуться в Гродно. Жаль... Я вновь остаюсь на позиции один. Но, энергия есть, передатчик исправен, что еще нужно радисту.

Провожаю Толяна и работаю в одиночестве. К 16 местного с 20-кой творится что-то неладное... Слышно всего пару станций, диапазон нездорОво шумит. Такое я встречал только в Арктике... Переключаюсь на "сороковку". По всему диапазону стоит сплошной шум на 9 баллов. Переключаюсь на 3,5 - то же самое. Возвращаюсь на сороковку. Мать моя.... Ведь это сплошной грозовой разряд...

Небо с Юго-Запада подозрительно темнеет. Бегу наружу, осматриваю горизонт. Так и есть. С Юга, сплошным многокилометровым фронтом движется что-то жуткое. Надо драпать, иначе, блин, забьет... Жена понимает меня с полуслова. Быстро собираемся, опускаем телескоп, сбрасываем кабеля, затаскиваем в дом агрегат. Даем по газам и выскакиваем с проселка на трассу. Иначе - труба, забук- суем, нахрен...

Успели.

Со стороны это кажется бегством. Нифига...

Все убрано под замок, все меры противопожарной защиты приняты. Мы спокойны.

Через три минуты езды нас атакует сильнейший ливень. Включаем все бортовые огни и 15 км едем минут 25, на максимуме внимания. Ночуем в Гродно. Утром, 10-го июля, по телевизору узнаем о последствиях этого урагана. К нам этот катаклизм, оказывается, пришел уже на исходе, серьезно потрепав Брестскую область и Польшу. Нам, вроде повезло. Но, если он вдоволь надрал деревьев с корнем, то что с моей ягой???

Возвращаемся на позицию вновь. Смеёмся - чартерный рейс... Ага!!! А яга -то, выстояла. Слегка ослабла одна верхняя растяжка из четырех, всего лишь... Это радует. Вновь запускаемся, работаем на 20-ке. Пора запускать телеграф. Пробую развязать все основ- ные цепи конденсаторами. Ничего не получается. Ключь возбуждается даже на пониженной мощ- ности. Кручу - верчу, результата нет... Достаю резервный ключ. Все то же самое, только микросхемы стоят не в панельках, а намертво. Уже ни на что не надеясь, перепаиваю разъемы и подключаю его к трансиверу. Пробую, вроде нормалек... Вывожу усилок на полную мощность. Манипуляция в норме! Пробное QSO - нормально! Всё, погнали!!!

-CQ, CQ, CQ de EV60GR BK

И вновь на частоте свалка, но уже телеграфная...

Работаем!

Турция, Италия, Норвегия, Португалия, Штаты... Европа и Азия, Африка и Америка...

Манипуляция мягкая, работать приятно, и мы получаем максимум удовольствия от такой работы. Анатолий в телеграфе - дока. На лице - полное умиротворение. Я без слов понимаю - вот он, его звездный час...

Так и работаем, по очереди, пока наш дизель, не чмыхнув, в очередной раз изволил дать дуба... Пробуем запустить - проблема. После нескольких секунд работы глохнет и глохнет. Но винты карбюратора мы уже не трогаем, ученые... И я решаюсь на оперативное вмешательство. Расстилаю чистую тряпочку, снимаю карбюратор и начинаю его обследование. Быстро обнаруживаю, что вход- ное отверстие поплавковой камеры забито чем-то непристойным. Прочищаю его, продуваю, ставлю все на место. Попутно делаю вывод - нужно непременно ставить в топливную магистраль фильтр тонкой очистки. Вещь копеечная, а от хлопот избавит. В натуре... Дергаю ручку, движок запускается и работает уже без проблем.

Всего мы израсходовали 45 литров бензина и около трех литров масла. В целом, наша АБэшка работала нормально, но с норовом, который непременно нужно понять. Учет работы агрегата, как в авиации, мы не вели, но это около 50 часов непрерывной работы. Смесь я старался не обеднять, берег поршень...

Дальше работали ровно, без приключений. Самым ярким QSO для меня была связь во своими давними знакомым по о-ву Диксон, Володей Малыгиным RA0BY. Он последнюю неделю дора- батывает в Арктике и съезжает в Подмосковье. Долго болтали, еле расстались. 11 июля, примерно в 16 часов, заглушили движок и начали сборы в обратный путь.

Пока все, хотя лицензия действует до 31 июля. Хотелось бы еще поработать телеграфом, но не знаем, отпустят ли нас наши заботы в очередное эфирное странствие... Напоследок, от имени Гродненской Федерации радиоспорта, имею честь выразить искреннюю благодарность всем членам команды, которые, невзирая на все расходы и обстоятельства, нашли в себе силы отработать в этой экспедиции, чтя память наших отцов и дедов, положивших свои жизни ради нашего будущего, и этих светлых дней, а также тем, кто обеспечивал жезнедеятельность экспедиции и поддержал её телом и духом.

Спасибо нашим российским компаньонам, московской компании "МастерКИТ", взявшей на себя QSL - менеджмент экспедиции и питерской компании "radioexpert.ru", командировавшей своего представителя для участия в этом, поистине интернациональном проекте.

До встречи в Победе 60!!!

Дмитрий Кузнецкий EW4IDP, председатель БФРР по Гродненской области.

ew4idp@tut.by

Radioexpert.ru